Вы здесь: Главная » Новости » Международная конференция

Международная конференция

Уважаемые дамы и господа! 

Высылаем для ознакомления Меморандум и Резолюцию выработанные 

второй Международной конференции «Градостроительная культура. Традиции и перспективы развития Евразии».

которая состоялась 15-17 сентября 2016г. в Санкт-Петербурге. 

Ровно два года назад, в сентябре 2014 года в Санкт-Петербурге прошла Первая международная конференция «Градостроительная культура. Традиции и перспективы»,в ходе которой были выработаны Меморандум о градостроительной культуре общества и Резолюция. Эти важные документы легли в основу обращения к Президенту и Правительству Российской Федерации, профильным министерствам и ведомствам. Предложения, выработанные по итогам первой конференции, были учтены при внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и другие правовые документы.

В ходе конференции 2016 г. эксперты в области архитектуры и градостроительства из              различных городов России, а также Республик Беларусь и Казахстан обсудили результаты Первой международной конференции «Градостроительная            культура. Традиции и перспективы» и внесли актуальные дополнения в Меморандум и Резолюцию 2014 г.

Обновленные версии Меморандума и Резолюции, выражающие позицию профессионального сообщества по вопросам комплексного подхода к формированию градостроительной культуры общества  официально переданы :

  • Президенту РФ
  • Правительству РФ
  • в Совет Федерации
  • в Государственную думу
  • и др. государственные структуры.

 

С уважением, Издательство «Зодчий»,
Редакция журнала «Вестник «Зодчий. 21 век»,

Наталья Туркова
тел./факс +7 (812) 332-42-15,

тел. +7 (812) 677-91-29,

zodchiy21vek@yandex.ru 

www.zodchiy21.ru 

Мобильные версии журналов доступны в iTunes и Google Play

190020, г. Санкт-Петербург,

ул. Лифляндская, д. 6, литер И,

БЦ «ИНТЕГРАЛ», офис 209

(Вход с ул. Лифляндская, д. 6, литер Д)

 

 

15–17 сентября 2016 года Санкт-Петербург

Организаторы:

НП «Национальная гильдия градостроителей»,

СРО НП «Балтийский строительный комплекс» и ЗАО «Издательство «Зодчий»

совместно с инициативной группой институтов

ОАО «ЛЕННИИПРОЕКТ», НИИТИАГ РААСН, ОАО «НИИПГрадостроительства»

и ОАО «РосНИПИУрбанистики», ООО «Институт «Ленгипрогор»

Эксперты и специалисты из стран Евразийского союза, участвовавшие во второй международной конференции, прошедшей в Санкт-Петербурге с 15 по 17 сентября 2016 года, обсудили ряд проблем, стоящих перед обществом в сфере градостроительства, архитектуры и сохранения культурного наследия. Основной причиной возникновения данных проблем является отсутствие на постсоветском пространстве комплексной градостроительной стратегии, которая объединила бы интересы общественного и частного сектора для рациональной и отвечающей вызовам современности пространственной организации государства, формирования комфортной среды жизнедеятельности.

Участники конференции приняли Меморандум о градостроительной культуре общества.

Меморандум подготовлен при участии:

М.Я. Вильнера, почетного академика РААСН, главного научного сотрудника ФГБУ «ЦНИИП Минстроя России», научного руководителя института «Теринформ»;

И.А. Маркиной, председателя Совета по наследию Союза архитекторов России, руководителя НП «Наследие без границ»;

С.Д. Митягина, заслуженного архитектора РФ, доктора архитектуры, профессора, главного архитектора НПЦ РТиМП, ONHP;

Э.А. Шевченко, кандидата архитектуры, действительного государственного советника РФ 3-го класса, члена-корреспондента МААМ, советника РААСН, главного редактора издательства «Зодчий»;

А.Г. Леонтьева, первого заместителя председателя КГИОП Санкт-Петербурга;

В.А. Демина, заместителя председателя Комитета по архитектуре и градостроительству Ленинградской области;

М.В. Седлецкой, консультанта отдела регулирования градостроительной деятельности Департамента государственной охраны культурного наследия Министерства культуры РФ;

А.А. Никифорова, кандидата геолого-минералогических наук, эксперта Совета Европы по охране культурного наследия и ландшафтов.

 

МЕМОРАНДУМ О ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЙ КУЛЬТУРЕ ОБЩЕСТВА

  1. Градостроительная культура Евразии представляет собой уникальное явление в мировой цивилизации, отразившее многовековое развитие и взаимодействие культур населявших ее этносов и оставивших самобытную архитектурно-историческую среду, испытывающую в современных реалиях нарастающей глобализации серьезное давление.
  2. Градостроительное наследие, которым обладают страны Евразийского союза, уникально в том смысле, что оно включает в себя исторические корни и культуры многих цивилизаций. Оно является неотъемлемой частью глобального культурного наследия и важным элементом в истории народов мира.
  3. Исторические поселения – территории, обладающие уникальной градостроительной и природной целостностью, – являются примерами градостроительной культуры прошлых поколений.
  4. Ярким образцом градостроительной культуры высочайшего уровня является облик исторического Санкт-Петербурга. Его неповторимый градостроительный генетический код, создававшийся на протяжении столетий, выделяет город из ряда всех остальных поселений России и мира.
  5. Участники конференции обеспокоены тем, что в настоящее время преемственность евроазиатской градостроительной культуры на постсоветском пространстве во многом утрачена. Техническая политика в сфере архитектуры и градостроительства, проводимая Госстроем России, малоэффективна. Отказ от ранее действовавших стадий градостроительного и архитектурного проектирования способствует увеличению массы непродуманных и неграмотных решений, принимаемых исполнительными органами власти.
  6. Настала пора отказаться от нацеленности проводимой градостроительной политики на максимальное содействие форсированию процесса приватизации недвижимости ценой минимизации требований к качеству среды, в которой она расположена. Поскольку слой собственников недвижимости практически сформировался, необходимо переориентироваться на политику, нацеленную на повышение качества пространственной организации обустройства территории градостроительной деятельностью, способствующее повышению ценности недвижимости, формированию человеческого капитала и эффективности экономического развития. Случайность и конъюнктурность реализуемых в основной массе градостроительных решений проявляется в потере эстетической целостности формируемой застройки и свидетельствует о крайне низкой градостроительной культуре преобразования территорий.
  7. Государственные органы практически лишены ответственности и полномочий в сфере архитектуры и градостроительства, обеспечивающих формирование благоприятной, безопасной и комфортной градостроительной среды, фактически не регулируют вопросы оптимизации системы расселения, природохозяйственной специализации регионов и территорий. Структура и квалификация специалистов органов местного самоуправления, на которые в основном возложено решение указанных вопросов, несопоставимы с масштабами и уровнем задач, необходима организация подготовки и переподготовки кадров.
  8. Разорваны связи между государственными и муниципальными органами в сфере градостроительства и научно-исследовательскими центрами и проектными институтами общенационального уровня. Практически полностью разрушена система проектных организаций, которые занимались научной работой. Утрата градостроительных проектных институтов – это утрата школы градостроительного проектирования, градостроительного мышления в целом; началась она не с проектных институтов, а с вузов. Необходимо установление единой методологии оценки градостроительной среды и ее типологических единиц (градостроительный комплекс, квартал исторической застройки, планировочный каркас). Необходим возврат к комплексному анализу состояния градостроительной среды в научно-исследовательской практике, к разработкам профессионально обоснованной и приобретшей правовой статус системы определений, используемых в градостроительной деятельности. Следует широко использовать наработанные ранее методы предпроектных исследований, включая социологические опросы населения, позволяющие представить субъективную проекцию действительности, отраженную в массовом сознании населения.
  9. Требуется выработка новых подходов к территориальному планированию на базе закономерностей формирования крупнейших устойчиво развивающихся градостроительных структур с учетом природных особенностей территорий, их культурного потенциала и особенностей системы расселения.
  10. Действующая система регулирования градостроительной деятельности в силу своей низкой эффективности резко снизила платежеспособный спрос на квалифицированных специалистов. Сокращена подготовка специалистов градостроительного направления в архитектурных вузах, образовательная система в сфере градостроительства не отвечает общественным запросам на формирование качественной и комфортной среды жизнедеятельности.
  11. Преобладает штучный подход к охране объектов культурного наследия и в должной мере не регулируются вопросы сохранения градостроительного наследия (образцов градостроительного искусства) и его интеграции в документах территориального планирования.
  12. Участники конференции выражают озабоченность в связи с законодательно и нормативно закрепленным разрывом между территориальным планированием, градостроительным зонированием и архитектурным проектированием застройки территорий.
  13. Вызывает обеспокоенность сложившийся характер распределения полномочий регулирования градостроительной деятельности, не способствующий формированию работоспособной системы вертикальных и горизонтальных связей. В связи с этим участники конференции обращают внимание институтов государственной власти на важность выделения в структуре органов исполнительной власти иерархии специальных ведомств, уполномоченных в сфере градостроительства: государственных, региональных органов архитектуры и градостроительства, а также служб главных архитекторов и местных административно-территориальных образований.
  14. Данный меморандум является открытым для обсуждения и присоединения всех заинтересованных лиц и организаций.

РЕЗОЛЮЦИЯ О ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ В XXI ВЕКЕ

  1. Предлагаемая система регулирования градостроительной деятельности органами государственной власти и местного самоуправления должна предусматривать паритетное распределение ресурсов на поддержание сохранности и на интеграцию градостроительного наследия в современную пространственную организацию общества.
  2. Необходимо уделить особое внимание определению правового статуса и расширению состава участников градостроительного процесса, в котором общественные организации и члены гражданского общества должны играть значительную роль.
  3. К эффективному градостроительному процессу должны быть привлечены все стороны общества – государство, бизнес, общественные организации. Государство – как регулятор, обеспечивающий сохранность градостроительного наследия и ответственность за качество среды жизнедеятельности; бизнес – как активная часть общества, обладающая ресурсами и технологиями; общественность – как обеспечивающая широкую доступность и контроль.
  4. Новая модель градостроительной деятельности должна опираться на градостроительную науку и культуру как исторический феномен, позволяющий формировать эстетически выразительную благоприятную среду обитания и организовывать сбалансированную систему населенных мест евразийского пространства.
  5. Термином «градостроительная культура» предлагается называть составляющую культуры общества, отражающую его представление о требованиях к характеру обустройства занимаемой им территории (преимущественно территории населенных мест) как среды формирования и реализации личностей его граждан, а соответственно и требований к характеру градостроительной деятельности с этих позиций.
  6. Стоит обратить внимание на необходимость повышения ценности профессии градостроителя в глазах представителей власти, инициативных групп общественности и широких слоев населения. Градостроитель как специалист сегодня не участвует в принятии градостроительных решений или его мнение не является основополагающим. На уровне власти многие решения нередко носят чисто политический характер, что в дальнейшем приводит к сложным, подчас непоправимым градостроительным ситуациям. Необходимо повышать авторитет градостроителя, воспитывать в нынешних и будущих поколениях интерес и уважение к этой непростой профессии. Это позволит сократить возникший возрастной разрыв между специалистами и наладить преемственность.

Предложения представителей Республики Казахстан
и регионов Российской Федерации

Республика Казахстан

  1. Необходимо на уровне стран поднять вопрос о целесообразности разработки межгосударственных схем регионального развития для проведения взаимно согласованной (консолидированной) архитектурной, градостроительной и строительной деятельности на территориях смежных регионов приграничных государств. В Республике Казахстан разработка межгосударственных схем регионального развития предусмотрена статьей 43 Закона Республики Казахстан от 16 июля 2001 года «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Казахстан».
  1. Проблемы и задачи по развитию и реконструкции населенных мест Республики Казахстан требуют последовательной организации проектной и научно-методической деятельности, становления ее институтов. В градостроительном проектировании следует широко использовать наработанные ведущими организациями страны методы предпроектных исследований, включая социологические опросы населения, позволяющие более полно учитывать пространственные характеристики городской среды, особенности, определяемые историческими, природно-климатическими, региональными условиями ее формирования.

Москва

Предлагаем усилить значение принципа воссоздания как необходимой составляющей проблемы охраны исторического наследия. Не только беречь историческую среду, душу городов и поселений и многовековые культурные слои, их корневую основу, но и воссоздавать на историческом месте утраченные объекты наследия, когда это реально на свободной от новой застройки территории, законно, оправдано в градостроительном отношении. При благоприятных условиях воссозданию подлежат как утраченные здания, сооружения, площади, так и целые поселения.

В качестве примера предлагаем рассмотреть «Предпроектные предложения поэтапного воссоздания исторического ансамбля и духовно-культурной атмосферы на Пушкинской (Страстной) площади», выполненные коллективом специалистов в комиссии «Старая Москва» и МГО ВООПИиК в 2016 году.

Существует ряд предпосылок воссоздания на Пушкинской площади утраченного исторического ансамбля:

– востребованность и реальность воссоздания Страстного монастыря;

– духовно-культурное значение исторической Пушкинской (Страстной) площади;

– актуальность восстановления в условиях развитого инвестиционного строительства;

– степень сохранности объектов исторического времени;

– реальность воссоздания утраченных объектов на историческом месте.

Предложения предваряются исследованиями исторической подосновы и масштабными предпроектными проработками генерального плана, памятника Пушкину на Тверском бульваре, колокольни, собора и других объектов Страстного монастыря, зеленого участка Страстного бульвара, квартала Бронной слободы, поселения Бронной слободы в культурных слоях современной Пушкинской площади.

Для столичного града Москвы воссоздание исторических утрат явится серьезным фактором возвращения статуса исторического города, трагически утраченного в годы послереволюционного лихолетья.

Санкт-Петербург

В целях сохранения зданий-памятников; обычных зданий, построенных до революции; зданий, построенных по индивидуальным проектам (до 1960 года), до эпохи безумной индустриализации строительства, необходимо внести в нормативную базу необходимость сохранения и восстановления гидроизоляции фундаментов и стен подвалов в виде глиняного замка, который выполняется из перемятой жирной глины оптимальной влажности.

Гидроизоляция в виде глиняного замка не имеет срока службы, она служит защите стен до тех пор, пока ее механически не разрушат при введении в здание инженерных коммуникаций или при откопке шурфов возле стен снаружи или внутри здания при обследовании фундаментов зданий.

В сложившейся ситуации огромное количество зданий по всей стране имеют поврежденную гидроизоляцию стен в виде глиняного замка, что привело к прекращению эксплуатации подвалов этих зданий. Пример – здание Генштаба на Дворцовой площади Санкт-Петербурга или здание Филармонии на Невском проспекте.

Необходимо также при естественной осадке старинных зданий при поднятии уровня тротуара наращивать глиняный замок этих зданий до уровня тротуара. Необходимо законодательно потребовать от ЖКХ и эксплуатирующих служб открыть законопаченные окна подвалов, обеспечить хорошую вентиляцию этих помещений для предотвращения коррозии стен.

Обрушение зданий дореволюционной или дохрущевской эпохи и признание их ветхими или аварийными из-за коррозии кладки идет по всей стране. Восстановление обрушенных зданий – мероприятие дорогостоящее, технически сложное по технике безопасности, его могут выполнять специально обученные рабочие под руководством грамотных прорабов. Если не принять соответствующие меры, то количество таких обрушений будет увеличиваться от года к году в геометрической прогрессии.

  Санкт-Петербург и Ленинградская область

Вызывает серьезную озабоченность сохранность целостности единственного в России и уникального в планетарном масштабе дворцово-паркового ансамбля в Петергофе с его неотъемлемой частью – фонтанной самотечной водоводной системой (расположены на территориях двух субъектов Российской Федерации – Санкт-Петербурга и Ленинградской области). Неконтролируемая и грубая хозяйственная деятельность с вырубанием деревьев, прокладкой дорог и строительством коттеджей в районе Ропшинской возвышенности представляет прямую угрозу самому существованию сложившейся экосистемы, включающей природную и рукотворную составляющие.

Утрата чистоты и естественных запасов подземных карстовых вод (в результате нарушения структуры грунтов, почв и утраты лесов), питающих ручьи и пруды, приведет к крупнейшей социокультурной катастрофе вследствие затухания фонтанов Петергофа. Восстановление их вододействия (в прежнем самотечном или, что граничит с абсурдом, насосном варианте) приведет к невероятным (главное, неоправданным) по масштабам финансовым затратам.

Без фонтанной водоводной системы немыслимо существование блистательной жемчужины культурного наследия – Петергофа.

Необходимо срочное принятие законодательных актов, направленных, в первую очередь, на прекращение варварского освоения территорий в зоне водосбора фонтанной системы; далее – разработка методики и правовых документов, надежно защищающих и жестко регулирующих всяческие работы как на территории, так и вблизи памятника.

Возможно объединение всех входящих в систему территорий и объектов в культурно-природный заповедник под контролем высших органов власти Российской Федерации (лучше под патронажем президента РФ).

Ленинградская область

На территории России сложилась «восточная дуга градостроительного освоения» – от Балтийского моря (Санкт-Петербург – Ленинградская область) до Азовского моря (Ростов-на-Дону) протяженностью около 2,6 тыс. км с условным названием «Зеленая дуга». В состав субъектов Российской Федерации, образующих «Зеленую дугу», входят 4 республики, 15 областей и 1 город федерального значения (Санкт-Петербург).

«Зеленая дуга», выполнив свою историческую миссию военно-стратегического форпоста России, сегодня является меридиональным стержнем градостроительного и культурно-исторического макрокаркаса, главным структурным элементом, цементирующим староосвоенную часть территории нашего государства, включая историко-культурное ядро Руси, пространственным «хребтом» современного развития экономики и системы расселения. «Зеленая дуга» сдерживает моноцентрическое развитие страны, предотвращает процессы сверхконцентрации в московской агломерации и создает форпосты для последующего экономического развития малоосвоенных территорий.

Предлагаются следующие меры по развитию «Зеленой дуги»:

  1. Считать в условиях интенсивного градостроительного развития одним из основных приоритетов устойчивое природопользование с формированием природно-экологического каркаса и осуществлением градостроительных преобразований преимущественно на межкаркасных территориях.
  2. Рекомендовать при разработке Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2030 года рассмотреть модель усиления демографической и экономической роли урбанизированного пояса («Зеленой дуги») от Санкт-Петербурга вдоль Волги до Ростова-на-Дону и, возможно, Крыма.

Считать целесообразным подготовить стратегический документ комплексного социально-экономического и градостроительного развития территории в границах «Зеленой дуги», включая территории следующих субъектов Российской Федерации: города федерального значения (Санкт-Петербург), республик (Марий Эл, Татарстан, Чувашская, Мордовия) и областей (Ленинградская, Вологодская, Новгородская, Костромская, Ярославская, Тверская, Нижегородская, Ивановская, Владимирская, Самарская, Ульяновская, Пензенская, Саратовская, Волгоградская, Ростовская).

  1. Считать целесообразным разработать в качестве пилотного проекта Концепцию совместного градостроительного развития Санкт-Петербурга и территорий Ленинградской области на период до 2030 года с перспективой до 2050 года и на ее основе концепции развития отдельных межкаркасных территорий – пространственных ячеек – за счет средств федерального бюджета.

БЕЗ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ НЕТ ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВА И КАЧЕСТВЕННОЙ АРХИТЕКТУРНОЙ СРЕДЫ!

Санкт-Петербург, 17 сентября 2016 года